Конспект: «Весна. Большая вода»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация». Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)
Автор: воспитатель И.В.Абдулманова
Интегрированные задачи:
Коммуникация.
Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по картине.
Формировать у детей умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях. Придумывать картине своё название.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию.
Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний, по обогащению природоведческого словаря.
Художественное творчество. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.
Познание. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.
Социализация. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Воспитывать любовь к родной природе.
Музыка. Закреплять умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к природе музыкой, танцем.
Интегративные качества:
«Любознательный, активный»: задает вопросы взрослому. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
«Эмоционально отзывчивый»: эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, мир природы.
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»: может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись А.Вивальди «Весна», П.И.Чайковского «Апрель», мульмедийная презентация «Весна. Большая вода».
Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И.Левитана, прослушивание произведений П.Чайковского из цикла
«Времена года», А.Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.
Ход:
1. Организационный момент
Слушание музыки А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
- Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она? - Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она? (долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)
2. Сообщение темы.
- А сейчас послушайте, как писал о весне поэт И.С. Никитин. Воспитатель зачитывает четверостишие:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят...
- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
- Сейчас я покажу вам несколько картин, а вы подумайте и попробуйте угадать, с картиной какого художника мы сегодня познакомимся?
(Показываю репродукции картин)
- С картиной, какого художника мы сегодня познакомимся? (И.И.Левитана)
- Посмотрите ещё на одну картину, которую нарисовал И.И.Левитан. Как же можно назвать его картину? (Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»). (дети предлагают варианты названий картины).
- Сегодня мы познакомимся еще с одной картиной И.И.Левитана, и будем составлять по ней рассказ. Называется она «Весна. Большая вода».
- Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И.Чайковского «Апрель». (Дети рассматривают картину под сопровождение пьесы П.И.Чайковского «Апрель»).
3. Беседа по картине.
- Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор? (Картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан.)
- Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье.)
- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).
- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.)
- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую осину).
- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.
- Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой).
- Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.
- Как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его унесло течением).
- Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).
- Какой день изображён на картине? (На картине изображен ясный солнечный, безветренный день).
- Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики).
- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).
- Как вы думаете, почему художник выбрал такие краски?
(Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
- Какие из народных примет, пословиц и поговорок можно использовать, рассматривая картину? (Как зима не злится, а весне покорится. Апрель с водой - май с травой.Апрельские ручьи землю будят. Мокрый апрель - хорошая пашня. Синие облака в апреле - к теплу и дождю. Из березы течет много сока - к дождливому лету. Щедра весна на тепло, да скупа на время.
Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету.)
4.Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. (Дети идут по кругу)
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей, (дети бегут по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки расцветают. (Встают на носочки)
5. Распространение предложений. Игра «Волшебная цепочка»
- Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки».
- Слушайте внимательно, запоминайте предложения, а затем повторите, добавив новое слово.
- На картине изображен день. (На картине изображен весенний день. На картине изображен весенний апрельский день.)
- По небу плывут облака. (По небу плывут белые облака. По голубому небу плывут белые облака.)
- Вода затопила низины. (Холодная вода затопила низины. Холодная вода затопила низины, лес, дома.)
- По берегу легли тени. (По рыжему берегу легли тени. По рыжему берегу легли темные тени.)
- Березки стоят в воде. (Стройные березки стоят в воде. Стройные березки стоят в холодной воде.)
- Вдалеке виднеются дома. (Вдалеке виднеются деревянные дома. Вдалеке виднеются деревянные дома, стоящие в воде).
6. Составление рассказа.
- а) по цепочке (принимают участие все дети)
- б) индивидуально.
- А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине.
- О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)
- О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)
- А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)
– Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».
Анализ рассказов детей.
- Скажите, чей рассказ вам понравился?
- Мне понравился рассказ .... У него предложения получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок. Использовал в своих описаниях длинные предложения, подобрал много красивых слов, высказал свое отношение к картине.
- Какое стихотворение о весне вам хочется прочитать, глядя на эту картину? (дети читают стихи).
«Весна» (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
«Апрель» (Я.Аким).
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня ? прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.
Тучи по небу пройдут.
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые...
«Весна»
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
7.
- Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины И.И.Левитана. Многие из них вы видели, когда были с родителями на прогулках. Давайте мы с вами поиграем в игру «Подбери слово». Я буду показывать вам картины с изображением весенней природы, а вы постарайтесь подобрать к ним слова, передающие характер весны.
- Молодцы. Вы увидели картины родной природы, назвали много красивых слов, которые передают характер весны. Она дарит нам много радости, но чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу нужно любить и беречь.
8. Итог.
- О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно защищать и охранять все живое.)
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.
– Ребята, давайте встанем в хоровод и подарим нашим гостям песню «Веснянка».
ВЕСНЯНКА
(Украинская народная песня)
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!